GIMP и GEGL в 2015 году

Надеемся, что длинные зимние праздники прошли у вас отменно. На сайте некоторое время не было обновленией, так что давайте мы расскажем вам о том, чем проект GIMP занимался в 2015 году.

Основная масса усилий была приложена к завершению порта на GEGL и переписыванию кода, отвечающего за управление цветом в программе. За последнее Михаэль Наттерер сел в апреле и очнулся только в ноябре. Новая реализация работает намного лучше и выполнена не как плагин, а как часть ядра GIMP. Вот лишь некоторые преимущества по сравнению с 2.8:

  • заработала вставка изображения в одном цветовом пространстве в изображение в другом пространстве;
  • GIMP научился читать цветовое пространство из данных Exif 2.21/DCF 2.0;
  • появилось управление цветом для изображенией в градациях серого;
  • заработало управление цветом в миниатюрах слоёв и изображений.

Пока что нет управления цветом в пипетке и диалогах выбора цвета. Это будет исправлено ближе к выпуску версии 2.10.

Кроме того, Михаэль портировал на GEGL последний остававшийся инструмент—Умные ножницы—и добавил в него отмену действий в ходе выделения объектов.

Эль Стоун добавила в поканальную разборку и сборку изображений поддержку цветового пространства CIE LCH, где цвет меняется линейно, а цветовой охват больше, чем в пространствах на основе моделей RGB и CMYK.

Руперт Вебер, Йорн Майер, Массимо Валентини, Эль Стоун, Тома Манни и Михаэль Наттерер внесли ряд улучшений в режимы смешивания:

  • Режим «Перекрытие» больше не идентичен «Рассеянному свету» и наконец-то использует общепринятую формулу из спецификаций PDF и W3C “Compositing and Blending Level 1”.
  • Добавлены использующие цветовую модель CIE LCH версии режимов Тон, Цвет, и Светлота, дополняющие уже существующие режимы на основе модели HSV. Подробнее об этом можно почитать у Эль Стоун.

Не остались без внимания и функции, касающиеся рисования. По просьбам пользователей Жеан Пажес и Михаэль Наттерер добавили автоматическое сохранение использованных цветов в палитру Color History. Эта палитра также используется теперь в диалоге выбора цвета и в прикрепляющемся диалоге выбора цвета переднего плана и фона.

В начале прошлого года Михаэль Наттерер добавил экспериментальный инструмент Кисть MyPaint, использующий кистевой движок одноимённого приложения. В декабре Дэниел Сабо, Алексия и Жеан взялись доработать этот инструмент: они существенно улучшили скорость отрисовки мазков и добавили сглаживание штрихов.

MyPaint Brush tool in action

Михаэль снова подключился к работе и добавил возможность размечать кисти тегами и фильтровать по ним. Теперь инструмент считается стабильным и будет доступен по умолчанию уже в GIMP 2.9.4.

Михаэль также реализовал недеструктивное зеркалирование холста, которое отлично дополняет собой ранее добавленное вращение холста. Новая функция помогает находить композиционные ошибки в рисунках. Благодаря Симону Будигу вы можете назначать свои собственные горячие клавиши различным командам, связанным с вращением и зеркалированием холста, чтобы ускорить работу над проектами.

Rotating and flipping the canvas

Мы также улучшили поддержку различных форматов файлов:

  • Тобиас Эллингхаус из проекта darktable сделал загрузку файлов EXR цветоуправляемой: теперь GIMP автоматически создаёт ICC-профиль для изображений EXR из встроенных в них данных о белой точке и хроматичности, предполагая линейную гамму.
  • ShadowKyogre, Массимо Валентини и Михаэль Наттерер исправили ряд ошибок в плагине чтения и записи PSD и улучшили чтение файлов PSD с более чем 8 разрядами на цветовой канал.
  • Мукунд Сивамаран и Тобиас Эллингхаус добавили чтение и запись файлов PFM (portable floatmap), которые нередко используются при работе с HDR.
  • Жоао Буэно добавил поддержку групп слоёв в файлах OpenRaster, что наверняка будет оценено пользователями готовящегося к выходу редактора MyPaint 1.2.0.

Adjusting exposure of a 32-bit float PFM file

Бенуа Тушет, Михаэль Наттерер и Жеан Пажес добавили возможность переключаться между темами значков. Кроме того, GIMP теперь поставляется с символьной темой значков, нарисованной Барбарой Мюраус при участии Якуба Штайнера и Клауса Штедтлера.

Бенуа также добавил экспериментальную тёмную тему, которая лучше подходит для работы с полноцветной графикой. При использовании тёмной темы стоит переключаться на светлую версию символьных значков.

Editing a photo in GIMP with a dark theme enabled

Майкл Хеннинг и Массимо Валентини исправили ряд ошибок в коде линеек, из-за которых отрисовка мазков кистью не поспевала за действиями пользователя. Благодаря этому производительность на Linux существенно выросла, но у пользователей Windows всё ещё остаются проблемы с отрисовкой. Пока это окончательно не будет исправлено, пользователям Windows при рисовании советуем отключать линейки.

Йоханнес Мачке добавил экспериментальный инструмент Handle Transform, который позволяет вращать, искривлять и масштабировать изображение, а также корректировать его перспективу, двигая по холсту контрольные точки, добавленные пользователем.

Михаэль Наттерер перенёс в основную ветку и улучшил инструмент Трансформации по N-точкам, написанный Мареком Дворожняком в рамках проекта Google Summer of Code 2012. Инструмент позволяет изгибать участки изображения как резиновые:

В июне мы выпустили обновление движка GEGL с более чем 70 новыми фильтрами, а также экспериментальной поддержкой мипмапов и многопоточной обработки. Мипмапы пока что почти не использутся  в GIMP, однако в будущем это будет исправлено.

Дальнейшие обновления GEGL в 2015 году включали возобновлённую поддержку загрузки и сохранения видеокадров через FFmpeg, разнообразные оптимизации и ещё больше фильтров, а также загрузку RAW через библиотеку libraw (пока что не используется в GIMP).

Почти все результаты нашей работы в 2015 году доступны в версии 2.9.2, выпущенной в конце ноября (сборка для Windows и OSX пока что недоступна). Улучшенный инструмент Кисть MyPaint, темы значков и тёмная тема интерфейса, а также управление цветом изображений в градациях серого будут доступны в версии 2.9.4.

В 2016 году мы продолжим доделывать порт на GEGL и прочие уже начатые изменения. Затевать что-то крупное новое до выпуска 2.10 мы не планируем. Сейчас в разработке находятся послойные метаданные, рисование с зеркальной симметрией и уменьшение изображений при экспорте, но каждая из этих функций живёт в отдельной ветке разработки, и их включение в 2.10 мы не гарантируем, поскольку всё это только откладывает выпуск 2.10.

Наконец, отдельно стоит поблагодарить Патрика Дэвида за редизайн англоязычного сайта GIMP, подготовленный к 20-летнему юбилею проекта, который мы отмечали в ноябре 2015 года.

Comments

  1. wrote on Январь 13th, 2016 at 4:15 пп

    llolik

    Большая работа проделана. Надеемся на скорый релиз 2.10, в котором все вкусности до конца отполируют.

    Пользуясь случаем хочу спросить: планируется ли улучшить работу с группами слоёв? Изменение яркости или тонирование, например, для группы слоёв. Бывает нужно поменять, не сводя в один, а инструменты с группой не работают.

    • wrote on Январь 13th, 2016 at 5:00 пп

      prokoudine

      Фильтры слоёв скорее всего будут работать с группами. Но не раньше чем в версии 3.2.

      • wrote on Февраль 18th, 2016 at 2:32 дп

        valery

        Была такая неприятность, что после сохранения текстов в PSD они становились графикой и как с тестами с сними более работать не получалось (v2.8.14) — не исправили еще случайно?

        • wrote on Февраль 18th, 2016 at 9:04 дп

          prokoudine

          Нет, чтобы это исправить, нужно дописать кое-что отсутствующее в приложении (публичный API для работы с текстовыми слоями, если быть точным), а затем внести соответствующие изменения в плагин поддержки PSD. Пока что желающих и могущих этим заняться нет.

  2. wrote on Июнь 23rd, 2016 at 12:11 пп

    Алексей ~ NaFotobloge.ru

    Да, здорово.
    Я уже заждался новый интерфейс!
    А по поводу других примочек — если это станет доступным в ближайшее время, то Фотошоп совсем потеряет силу. По крайней мере я буду продолжать юзать и продвигать GIMP. Чего и другим желаю ☺

  3. wrote on Июль 5th, 2016 at 1:42 пп

    Владимир

    а планируются ли корректирующие слои?

    • wrote on Июль 5th, 2016 at 2:03 пп

      prokoudine

      Неразрушающая обработка будет. Конкретная реализация (слои, ноды) пока не обсуждалась.

      • wrote on Июль 6th, 2016 at 6:18 дп

        Владимир

        заждались ужо ))
        беда в том, что Скот Кэлби очень часто свои уроки строит именно на кор. слоях.
        а очень уж хочется этими уроками пользоваться. а как обойти — не соображу

  4. wrote on Декабрь 14th, 2016 at 12:42 дп

    Castor

    На ВК (Krita, MyPaint, GimpArt!) чётко один из наших работающих над проектом Gimp, чётко сказал,что только могут выдать 2.9.6, а сроки на 2.10 вообще не означил.

Reply to prokoudine