Как собрать в GIMP цветные фотографии Прокудина-Горского из сканов пластин

Можно ли собрать цветные фотографии Прокудина-Горского из исходных изображений в GIMP? Да, и довольно просто.

В начале 21-го века всемирную известность получили цветные фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского, сделанные им в царской России за век до того. Практически все желающие получили возможность познакомиться с историей страны в цвете, и хотя доступность снимков сама по себе уже далеко не новость, работы основоположника цветной фотоографии не перестают удивлять попавших в Интернет последними.

Узнав о том, что уникальные фотографии совершенно свободно доступны в виде сканов пластин, снятых автором через красный, зелёный и синий светофильтры, многие испытывают понятное желание попробовать собрать цветные фотогарфии самостоятельно в редакторе вроде GIMP. Технически эта процедура довольно проста, хотя от перфекционистов может потребовать кропотливой работы по ретуши.

Итак, в публичном архиве фотографии доступны как в готовом к посмотру виде, так и в виде отсканированных пластин — по три сразу на один файл. Вверху — пластина, соответствующая каналу R, посередине — каналу G, внизу — каналу B.

Соответственно, задача сводится к тому, чтобы совместить эти три канала как слои, а затем, собрать их в цветное изображение, для чего используется плагин Собрать, входящий в поставку GIMP. Давайте пройдём этот путь по шагам.

В качестве примера возьмём известную фотографию эмира бухарского:

Эмир бухарский

Если у вас установлен GIMP 2.8, можно скачать файл в формате TIFF с разрядностью 8 бит на канал (т.е. меньшего из двух размеров). Если сборка нестабильной версии — можно взять TIFF с разрядностью 16 бит на канал. Откройте скачанный файл в GIMP.

Изображение загружено в GIMP

Если хотите, сразу отрежьте лишнее по краям инструментом кадрирования (C).

Теперь займёмся совмещением. Сначала нужно перенести сканы двух из трёх сканов в новые слои. Для этого:

  1. Выделите скан средней пластины и скопируйте выделение в буфер обмена (Ctrl+C).
  2. Вставьте содержимое буфера (Ctrl+V) и нажмите Ctrl+Shift+N, чтобы превратить получившееся плавающее выделение в слой.
  3. Инструментом перемещения (M) перенесите слой примерно над верхним. Точно выстраивать его положение пока не надо.
  4. Повторите то же самое с нижним слоем.
  5. Откадрируйте изображение так, чтобы убрать оставшиеся пустыми области внизу.

Слои сразу можно переименовать для удобства дальнейшей работы. Скан, который изначально был вверху страницы со сканами, остался в самом низу стопки слоёв. Это скан синего канала. Скан пластины с зелёным каналом, который был посередине, в стопке слоёв тоже будет посередине. Наконец, нижний скан (красный канал) должен быть верхним в стопке слоёв.

Теперь вооружитесь инструментом перемещения и терпением. В диалоге слоёв поменяйте непрозрачность верхнего слоя примерно на 50%.

Непрозрачность верхнего канала понижена

Подцепите инструментом перемещения верхний слой и перетащите его так, чтобы заметные края верхнего и среднего слоёв совпадали.

Скорее всего, у вас сразу не получится точно попасть, но это не проблема. При выбранном инструменте перемещения вы можете нажимать кнопки со стрелками, чтобы перемещать активный слой ровно на один пиксел (вверх, вниз, влево, вправо — куда вам надо).

Как только вам кажется, что всё получилось, попробуйте мышкой быстро покрутить значение непрозрачности вверх и вниз, следя за тем, чтобы картинка визуально не смещалась в сторону.

Верхний и средний слои выровнены

Отлично. Теперь вам надо выровнять эти два слоя относительно третьего. Отключите видимость самого верхнего, установите непрозрачность среднего на 50% и свяжите цепочкой верхний и средний слои.

Непрозрачность среднего слоя изменения, верхний и средний слои связаны

В этом случае верхний слой не будет вам мешать видеть изменения, а при перетаскивании среднего слоя относительно нижнего он будет следовать за средним слоем, так что все три окажутся выровненными относительно друг друга.

Здесь есть небольшая загвоздка. На взятой для примера фотографии объект в перерыве между съёмкой на пластины успел немного поменять позу, поэтому либо приготовьте к нечётким краям фигуры эмира, либо скорректируйте её доступными инструментами (вращение, трансформация по рамке и  т.д.).

Закончив с этим, откадрируйте результат так, чтобы ни один из слоёв не выходил за рамки холста (можно расширить холст до размеров слоёв соответствующей командой в меню «Изображение»), а затем через контекстное меню верхних двух слоёв удалите альфа-канал в них. Не забудьте восстановить непрозрачность двух верхних слоёв в исходную (100%).

Кадрируем выровненные слои

Теперь вызовите диалог плагина Собрать («Цвет > Компоненты > Собрать»). Установки по умолчанию вам подойдут, поскольку вы уже выстроили слои в нужном порядке. Нажмите ОК.

Диалог плагина сборки изображения из каналов в слоях

Собственно, всё:

Результат сборки

Небольшой совет: если помехи на на фотографии (цветные точки, чёрные царапины и т.д.) вас раздражают, с этим можно справиться следующим образом.

Помехи в красном канале

Обычно эти помехи заметно проявляются в одних каналах и не видны в других. Поэтому в трёхслойном проектном файле вы можете вооружиться инструментами ретуши вроде лечебной  кисти и пройтись по каждому из слоёв-каналов.

Помехи в красном канале исправлены

Add a comment