Итоги 2013 года для проекта GIMP

Прежде чем вы уедете отдыхать на зимные праздники, мы хотели бы рассказать о том, что сделано в проекте GIMP за этот год.

Приличное количество времени и сил ушло на портирование GIMP на GEGL, новый продвинутый движок обработки графики, который необходим для недеструктивного редактирования, фильтров слоёв, расширенной поддержки CMYK и т.д.

Благодаря работе Даниэля Сабо (Daniel Sabo) и Тео Мазарса (Téo Mazars), двух новых участников проекта, мы существенно приблизились к завершению порта. Даниэль и Тео занимались преимущественно переписыванием фильтров GIMP как операций GEGL. Статус этой работы вы можете проверить по вики.

Кроме того, мы сделали версии GIMP для Windows и Mac более схожими по поддерживаемым функциям. Нам всё ещё нужен сервер на OS X или виртуальная машина на таком сервере, чтобы можно было делать регулярные сборки для тестирования. Если у вас есть возможность помочь команде с этим, напишите в IRC или список рассылки gimp-developer@.

В январе и феврале Михаэль Наттерер и Майкл Хеннинг портировали плагин поддержки FITS на GEGL и добавили поддержку большей разрядноти: 16 и 32 целочисленных, 32 с плавающей точкой, а также double-precision floats. Теперь рассматривать снимки, сделанные обсерваторией Chandra, можно в полном качестве.

Вообще говоря, запрос на улучшение поддержки FITS в GIMP исходил от Джозефа Депаскуале, который занимается визуализацией научных данных в смитсоновской астрофизической обсерватории и принимает непосредственное участие в работе команды Chandra. Джозеф является автором серии уроков по обработке файлов FITS с помощью GIMP и G’MIC.

В апреле Михаэль Наттерер реализовал вращение холста, помогающее художникам поработать над картиной с другого ракурса. Изначально предполагалось портировать аналогичный код из форка GIMP Painter, но при ближайшем рассмотрении выяснилось, что начисто написать свою реализацию проще и быстрее. Новая функция войдёт в состав GIMP 2.10.

В мае Мукунд Сивамаран добавил базовый плагин загрузки OpenEXR, ещё на шаг приблизив GIMP к готовности для применения в сложных пайпланах при производстве кино и трёхмерной графики. Пару месяцев спустя Майкл Хеннинг добавил загрузку и сохранение изображений в формате WebP (пока без анимации, метаданных и цветовых профилей).

Также в мае Мирослав Таласек переписал инструмент отделения объектов от фона, применив новые операции маттинга, ранее написанные Яном Рюггом. Новая версия инструмента делает возможным точное выделение сложных полупрозрачных объектов, таких как развевающиеся волосы фотомодели на студийном снимке.

Примерно в то же время Михаэль Наттерер перенёс в основную ветку разработки инструменты Seamless Clone и Warp Transform, ранее написанные студентами, работавшими по программе Google Summer of Code. Оба инструмента нужно серьёзно доработать, прежде чем их можно будет включить в состав релиза 2.10.

В течение лета над программой работало четыре студента по программе GSoC2013:

  • Карлос Зубьета портировал на OpenCL больше дюжины операций GEGL, так что их теперь можно выполнять на GPU (версия для CPU сохранена).
  • Саймон Луи портировал на GEGL плагин поддержки файлов PSD. Теперь GIMP может загружать 16- и 32-разрядные (на канал) изображения в формате PSD. Как только в GIMP появится публичный API для работы с текстовыми слоями, а также собственная реализация фильтров слоёв, можно будет подключить поддержку и этих возможностей формата: чтение самих данных в плагине уже есть.
  • Марек Дворожняк реализовал новый инструмент трансформации N-Point Deformation, который позволяет деформировать объекты, не нарушая их целостность.
  • Аджай Раманатан попытался объединить разные инструменты выделения в один, но результаты этого проекта использованы, скорее всего, не будут: избранная студентом реализация оставляет желать лучшего.

В августе Михаэль Наттерер постарался сделать разделение сохранения и экспорта менее проблематичным, добавив простой переход из диалога сохранения в диалог экспорта при попытке использовать формат вроде JPEG. Это новшество доступно как в стабильной, так и в нестабильной ветках разработки GIMP.

В сентябре Жеан Пажес, ещё один новый участник проекта, начал работать над симметричным режимом рисования. Пока что он не набрал достаточно средств, чтобы заниматься этим проектом полный рабочий день. В уходящем году он добавил в программу выбор размещения палитры вкладок изображений и исправил немало ошибок.

В октябре Хартмут Кузе и Михаэль Наттерер добавили новый диалог для просмотра метаданных Exif, XMP и IPTC. Они также сделали возможным сохранение этих метаданных при экспорте в TIFF, JPEG и PNG.

Примерно в то же время разработчики из проекта Commons Machinery связались с нами, чтобы синхронизировать планы по улучшенной поддержке метаданных. Буквально пару недель назад они показали действующий прототип рабочего процесса с применением GIMP, Inkscape и других приложений, позволяющий переносить метаданные об авторстве и лицензии в составные работы, чтобы корректно указывать всех участников в конечном изображении. Мы с интересом следим за развитием этого проекта и всячески поддерживаем Commons Machinery.

В ноябре Пэт Дэвид начал обновлять раздел с уроками на сайте gimp.org и добавил туда несколько новых статей как для новичков, так и для опытных пользователей GIMP:

В течение года Эль Стоун работала над улучшением управления цветом и добавила выбор компенсации чёрной точки (BPC) в диалог параметров преобразований из пространства в пространство, а также поддержку half-floating point.

Мы также хотели бы поблагодарить команду авторов и переводчиков руководства по GIMP за работу по обновлению справочной информации. Кроме того, мы благодарны всем, кто нашёл время и желание прислать патчи, исправляющие те или иные ошибки в программе.

Наконец, мы крайне признательны Стиву Чайке за усердную работу над журналом GIMP Magazine, который помогает продвигать GIMP. Если вы ещё не видели этот журнал, рекомендуем заглянуть на его сайт.

Пока что мы не можем точно сказать. когда будет выпущен GIMP 2.10. Лучшим способом прибизить этот счастливый момент по-прежнему является активное участие в проекте. Наиболее важными задачами сейчас являются завершение портирования плагинов GIMP на GEGL и ускорение самого движка GEGL.

Add a comment