Итоги 2011 года для проекта

По случаю неотвратимо надвигающегося 31 декабря не мешало бы подвести итоги года: что начато, что сделано, каковы планы на будущее.

Функциональные изменения

Если говорить о версии 2.8, в функциональном отношении особенных откровений не было, поскольку основная масса работы по добавлению новшеств была выполнена в 2010 году.

Тем не менее:

  • Из форка GIMP Painter перенесены некоторые улучшения кистевого движка вроде сглаживания линии.
  • В инструмент трансформации по рамке (Cage Transform) добавленоредактирование рамки с добавлением, удалением и выделением/перемещением вершин.
  • Доработан однооконный режим, добавлена кнопка закрытия вкладок.

Google Summer of Code 2011

Команда снова приняла участие в GSoC. Все пять проектов были успешными:

  • Мишель Мюре написал новый инструмент Warp Transform, который выполняет «лепку» пикселов прямо на холсте, как фильтр Liquify в Photoshop.
  • Барак Иткин создал инструмент Seamless Clone, который адаптирует вставленное изображение под яркостные и цветовые характеристики основного изображения.
  • Роберт Сасу портировал на GEGL дюжину фильтров GIMP и написал одну новую операцию GEGL, которая использует библиотеку LensFun для коррекции оптических искажений.
  • Виктор Оливейра подготовил основу для рендеринга и вычислений на GPU с помощью OpenCL.
  • Энрико Шрёдер написал новый виджет, используемый для указания ширины/высоты.

Эргономика

В меньшем (чем было запланировано) объёме была проведена работа по улучшению эргономики.

  • Студенты Петера Сиккинга поработали над интерфейсом инструмента Warp Transform.
  • Сам Петер помог Мишелю Мюре улучшить инструмент трансформаций по рамке (Cage Transform).
  • Тобиас Эни провёл полдюжины интервью с пользователями, включая Давида Ревуа.

Планируется, что в начале 2012 года новый сотрудник Man+Machine Interface Works (компания, совладельцем которой является Петер) будет заниматься интерфейсом GIMP в режиме полного рабочего дня. Предмет работы точно пока не определён.

Фундамент для будущих улучшений

Подготовлен кое-какой задел на будущее:

  • В течение всего года Митч и Микаэль понемногу портировали интерфейс на GTK+3.
  • Летом Микаэль поработал над объединённым инструментом трансформаций.
  • Работая над Warp Transform, Мишель заложил основы кистевого движка на основе GEGL.
  • Осенью Мартин начал работу по переключению GIMP на использование буферов GEGL напрямую.
  • На излёте осени Виктор Оливейра договорился с AMD о финансировании дальнейшей работы по обеспечению поддержки OpenCL в GEGL.

Планы

Это самый сложный момент. Весенний план выглядел так:

  1. Как можно быстрее выпустить GIMP 2.8.
  2. Выпустить GIMP 2.10 с рефакторингом и проектами GSoC2011.
  3. Выпустить GIMP 3.0 с интерфейсом на GTK+3 и поддержкой высокой разрядности.
  4. Начать работать над недеструктивным редактированием.

Ввиду окончательной и бесповоротной сломанности поддержки графических планшетов в GTK+2 вполне вероятно, что GIMP 3.0 будет представлять собой версию 2.10, но на GTK+3. Выпустить целых две стабильных версии (2.8 и 2.10), где поддержка планшетов Wacom попросту сломана — уже слишком дорогая цена. Надеемся, что вы всё правильно поймёте.

Что касается выпуска 2.8, критичных ошибок пока что, кажется, не обнаружено. Это означает, что остаётся исправить разные мелочи, дописать примечания к релизу, подобрать заставку и обновить сайт. Иными словами, счёт пошёл уже на недели.

Что с командой

Как вы помните, год назад для многих стало откровением, что в команде очень мало разработчиков. Появился даже локальный мем «2,5 программиста» («два землекопа и две трети», если по-нашему). К сожалению, принципиальных изменений нет.

Львиная доля работы до сих пор на Митче. Мартин по активности съехал на третье место, причём речь идёт о редких вспышках активности. На втором месте теперь Мукунд Сивамаран.

С другой стороны, за год активизировались Микаэль Магнуссон и Массимо Валентини. Однако команде нужно раз в пять больше новых разработчиков, чтобы распределение усилий сбалансировалось, и скорость разработки возросла до желаемой.

Но хватит о грустном. Последняя тема намного более радостна.

Смежные проекты

На фоне всевозможных скриптов, плагинов и прочих дополнений, коими усеян registry.gimp.org, выделяются пять проектов, из которых три — форки, т.е. модифицированные версии программы.

GIMP Painter — на текущий момент, подзаброшенный форк GIMP с переработанным в сторону фотошопоподобия интерфейсом, доработанным кистевым движком и новым инструментом Mixbrush (если вы не фанаты чиптюнсов, звук на видео лучше временно отключить).


Тим Чен и его коллеги форкнули GIMP, чтобы добавить работу с версиями изображений. Для этого они написали свой собственный движок ациклических графов, позволяющий создавать пространственные, временные и семантические связи между операциями над изображениями.


Сейчас Тим работает над логическим продолжением этого проекта и после завершения исследовательской части собирается переписать код так, чтобы его можно было использовать в основной ветке разработки GIMP.

Ян Рюгг переписал инструмент выделения объектов на фоне. Главная проблема существующего инструмента состоит в отсутствии уточняющей кисти, из-за чего выделение хорошо работает только с простыми объектами. Ян написал новый алгоритм маттинга, который попросту устранил необходимость в уточняющей кисти. Сборка этого форка есть на partha.com.


Что любопытно, одним из формально успешных проектов GSoC2010 как раз было создание уточняющей кисти, но написанный студенткой код попросту не компилируется. Включать новый инструмент Яна в 2.8 было уже поздно, да и запрет на новые инструменты, которые используют старый движок, никто не отменял.

Четвёртым проектом является замечательное расширение Resynthesizer, которое позволяет заливать содержимое выделения так, что можно довольно эффективно удалять с фотографий нежелательные объекты.

Проект был начат ещё лет восемь назад, задолго до появления Content-Aware Fill в Photoshop, но был брошен автором. В этом году Ллойд Коннекер обновил это расширение и заодно переписал прилагающиеся к нему скрипты.


В настоящее время у Ллойда готово ещё одно обновление Resynthesizer, которое позволяет распараллеливать вычисления между ядрами процессора. Выпуск этой версии не за горами. Редакция GIMP.ru не осталась в стороне и пропатчила код расширения, чтобы заставить работать его локализацию как таковую, а заодно добавила русскую локализацию. Ждите релиза :)

Наконец, последним важным сторонним проектом является GIMP Paint Studio — созданный Рамоном Мирандой набор дополнительных кистей, текстур и предустановок, упрощающих работу художников. В этом году Рамон выпустил достаточно важное обновление GPS с номером 1.5 и планирует в обозримом будущем выпустить ещё одно с учётом новшеств в GIMP 2.8.


В общем и целом, год выдался непростым, но интересным. Надеемся, что в следующем году интересного будет ещё больше, а сложностей поубавится.

Add a comment