Создание простого звёздного неба

Этот простой урок рассказывает о самом простом способе создать звёздное небо в GIMP и знакомит вас с расширением «Создание искуственных звёзд» («Create Artificial Stars»), входящим в пакет gimp-plugins-astronomy Георга Хеннинга (Georg Henning).

В отличие от большинства других дополнений, входящих в этот набор, расширение «Создание искуственных звёзд» предназначено не столько для науки, сколько для красоты. Впрочем, подход создатель дополнения избрал всё равно научный, иначе половина смысла этого урока была бы попросту потеряна.

По случаю очередного 12 апреля, которое ещё и совпало с 50-летием полёта Гагарина в космос, редакция GIMP.ru не избежала искушения и вчерне локализовала весь набор дополнений (пока кроме сценариев), поэтому в уроке в первую очередь даётся ссылка на локализованную версию, а в скобках подписываются названия всех кнопочек в оригинале. Пользователи Windows, которые в любом случае пока что останутся без локализованной версии, надеюсь, это оценят :)

Начнём со скачивания:

Как уже было сказано, Георг подошёл к созданию этого расширения с научной стороны, поэтому интерфейс изобилует терминами из математики и физики. К счастью, половину из них вы проходили в школе, а с остальной половиной можно легко разобраться.

Интерфейс условно поделён на две части. Правая часть отвечает за распределение звёзд по изображению. Чтобы упростить ваше знакомство с расширением, Георг сделал несколько предустановок: обычное распределение («Standard»), шаровое скопление («Globular cluster») и рассеянное скопление («Open cluster»). Каждый тип доступен в двух вариантах — с высокой плотностью (ВП, HD) и низкой плотностью (НП, LD).

Разницу между шарообразным и рассеянным скоплениями очень легко продемонстрировать. Вот шарообразное:

Шаровое скопление

А вот — рассеянное:

Рассеянное скопление

Что такое плотность? Расширение рисует звёзды на трёх планах: заднем, переднем и среднем (основные звёзды, object stars). Плотность определяет количество звёзд на каждом из планов и их относительное распределение, а также ряд других характеристик.

К примеру, для обоих вариантов скоплений, шаровое и рассеянного, переключатель между предустановками с низкой и высокой плотностью меняет количество звёзд на среднем плане, поскольку в центре находится именно звёздное скопление; фон и передний план не меняются. А вот для обычного распределения звёзд переключатель плотности пропорционально меняет количество звёзд на всех трёх планах.

За расчёт плотности также отвечает функция с абсолютно непредсказуемым названием «Расчёт плотности» («Density profile»). Там доступны три способа расчёта плотности, два из которых (по Гауссу и по Пламмеру) позволяют указать чуть ниже радиус скопления, выражающийся в процентах от площади изображения.

Каждый раз когда вы что-то меняете в правой части диалога, необходимо выполнить повторный расчёт распределения звёзд нажатием самой верхней кнопки справа. Вообще говоря, она не даст вам о себе забыть: при первом же изменении параметров в правой части диалога её фон поменяется на красный. Ну и кроме того, если вы забыли выполнить повторный расчёт, но запустили визуализацию звёздного неба, у вас вежливо поинтересуются, не хотели бы вы всё-таки повторно рассчитать распределение звёзд.

Повторный расчёт распределения звёзд

Чуть ниже находится управление случайностью создаваемого звёздного неба. Если вы хотите каждый раз создавать новую картинку, просто поставьте галку рядом с переключателем «Перемешать» («Randomize»).

Как только расчёт распределения завершён, в области предпросмотра слева появится картинка, по которой можно оценить, что у вас получится в результате.

Предварительный просмотр

Если полученный общий вид звёздного неба вас устраивает, самое время немного его украсить, не особенно скатываясь к надругательству над астрофизикой. Для этого внимательно посмотрим на переключатель функции распределения точек (PSF, т.е. Point spread function). Помимо вариантов «Дельта-пик» («Delta peak») и «По Гауссу» («Gauss»), дающих точную, но скучноватую с неастрономической точки зрения картинку, в нём есть три варианта гауссовой функции с дифракционными линиями. Вариант с четырьмя линиями даёт нам хорошо знакомое стилизованное изображение звезды. Ну, то есть то, которое мы привыкли считать стилизованным :)

Так выглядит вариант с шестью дифракционными линиями:

А вот вариант с 12 линиями уже не слишком отличим от результата, полученного при использовании обычной гауссовой функции.

Этой «стилизацией» можно управлять:

  • Параметр «Звёзд с дифракц. линиями» («Stars with diffraction lines») говорит сам за себя: это процент таких звёзд от общего количества.
  • Параметр «Дифракционный угол» («Diffraction angle») управляет вращением «лучей».
  • Параметр «Дифракционная длина» («Diffraction length») управляет длиной «лучей».
  • Наконец, «Цвет дифракции» («Diffraction color») регулирует интенсивность изменения цвета «лучей» от центра.

А вот и пример результата с коррекцией дифракционного угла и длины, а также количества звёзд с дифракционными линиями:

Удлиннённые дифракционные линии

В дополнение к этому вы можете регулировать сияние звёзд. За яркость отвечают два параметра: «Процент выгоревших звёзд» («Burnt out»), который позволяет указать процент потухших звёзд, и собственно «Сияние звёзд» («Shininess»).

Остаётся разобрать ещё два момента. Переключатель «Разделить звёзды по слоям» внизу слева («Split foreground, object and background to layers») позволяет вывести каждый план в отдельный слой. Это полезно в том случае, если вам нравится получившаяся композиция, но часть звёзд, скажем, на переднем плане хочется прикрыть. В этом случае вы можете просто добавить на верхний слой инициализированную с белым цветом маску и чёрной растушёванной кисточкой зарисовать на этой маске те звёзды на переднем плане, которые мешаются. Ну и кроме того, разделение планов по слоям позволяет наложить на них граденты или текстуры.

И второй момент. Нам, городским жителям, может показаться, что расширение «Создание искуственных звёзд» по умолчанию рисует многовато звёзд. На самом деле его автор совершенно прав: видеть больше звёзд чем обычно нам мешает городская засветка, которая «глушит» менее яркие звёзды. Первая же ночная вылазка на природу расставляет всё по своим местам.

Таким образом расширение «Создание искусственных звёзд» ценой некоторой наукообразности существенно упрощает работу любого, кому нужно нарисовать основу звёздного неба. Если вы потратите на более обстоятельное знакомство с расширением ещё немного времени, результат себя обязательно окупит.

По всей видимости, не помешает краткая справка по установке русской локализации. На всякий случай напомню, что это работает пока только в Linux.

  1. Скачайте исходный код всего набора дополнений, распакуйте архив.
  2. Скачайте файл локализации, распакуйте его из архива zip и положите в папку ‘po’.
  3. В папке ‘po’ откройте файл LINGUAS, после ‘de’ поставьте пробел и напишите ‘ru’ (без апострофов, конечно), сохраните файл.
  4. Зайдите из консоли в корневую папку распакованного архива.
  5. $ ./configure —prefix=/usr && make && sudo make install

Расширение появится в меню «Фильтры > Астрономия».

Окончательная локализация будет в ближайшее время отправлена Георгу и, надеюсь, войдёт в состав следующей версии набора его «астрономических» расширений для GIMP.

Comments

  1. wrote on Январь 13th, 2017 at 6:43 дп

    Начинающий мастер

    Любопытный спецэффект, попробуем что-нибудь изобразить! Если у меня получится установить его на свой linux mint, конечно, ведь я в линукс тот ещё чайник.

Add a comment