Сохранение и восстановление выделений

Периодически у пользователей GIMP возникает справедливый вопрос, как сделать так, чтобы созданное выделение можно было использовать повторно. Делается это очень и очень просто, причём несколькими способами.

Сохранение выделений в каналы

В GIMP есть три тесно связанных друг с другом понятия: выделения, каналы и маски. Центральным в нём являются каналы, на которых построено всё остальное. На самом деле, каждый раз работая с выделением или маской, вы незаметно для себя работаете с каналами. Подробнее это уже расписано в документации. Давайте проиллюстрируем тезис на очень простом примере: однотонный фон и более-менее выделяющийся на нём объект (простите, Анастасия :)).

Оригинал

Предположим, мы переключились по Shift+Q в режим быстрой маски (о преимуществах разных способов выделения поговорим отдельно) и растушёванной кисточкой нарисовали совершенно незамысловатое выделение:

Редактирование быстрой маски

Как видите, если посмотреть при этом на диалог каналов, при включенной быстрой маске в нём появляется временный канал с названием «Быстрая маска», в котором чётко просматривается миниатюра выделения. При повторном нажатии Shift+Q канал исчезает, а в изображении появляется привычная муравьиная дорожка выделения:

Выделение из быстрой маски

Что это нам даёт? Это даёт нам понимание связи выделения и канала. Раз выделение по сути является каналом, значит его можно сохранить как канал. Самый простой способ — выбрать в меню команду Выделение > Сохранить в канал.

Создание канала из выделения

Выделение при этом сохраняется, но в диалоге каналов появляется новый канал:

Свежесозданный канал

Раз выделение по сути является каналом, то можно ли созданный канал позднее превратить в выделение? Легко. Самый простой способ — выбрать нужный канал и щёлкнуть вот эту кнопку (либо воспользоваться контекстным меню):

Канал в выделение

По умолчанию созданное из канала выделение заменит текущее выделение, если таковое существует. При необходимости вы можете выполнить с текущим выделением типовые логические операции, нажав при щелчке один из трёх модификаторов: Shift (сложение), Ctrl(вычитание) или Shift+Ctrl (пересечение). Т.е. всё как при обычном выделении.

В отличие от временного канала быстрой маски, который закрашивает изображение полупрозрачным красным цветом, этот канал по умолчанию невидим, зато постоянен и, что самое приятное, сохраняется в файле XCF. Больше того, таких каналов может быть сколько угодно.

Таким образом все нужные вам выделения вы можете спокойно сохранить как каналы и временно активировать их по мере необходимости в будущем, а чтобы не путаться между ними, им можно дать произвольное название, дважды щёлкнув по текущему имени и введя новое.

Применительно к каналам остаётся разобрать ещё один момент. Далеко не все знают, что цвет просматриваемых на холсте каналов меняется, а между тем это может быть полезно. Иногда цвет канала примерно совпадает с цветом фона на изображении. Это актуально для нашего простого примера, где чёрный канал показывается поверх изображения с чёрным фоном. Посмотрите на иллюстрацию и согласитесь: щуриться можно до потери пульса.

Цвет канала по умолчанию

Вызовите контекстное меню и выберите в нём самый верхний пункт меню, «Правка атрибутов канала», либо щёлкните в диалоге крайнюю левую кнопку.

В открывшемся диалоге вы можете щёлкнуть по прямоугольнику с предпросмотром цвета канала и выбрать другой цвет, поменяв при необходимости значение непрозрачности.

Изменение цвета канала

После этого быстрый просмотр канала будет выглядеть так:

Изменённый цвет канала

Совсем другое дело, правда?

Как несложно догадаться, это работает и с временным каналом быстрой маски, что ценно при работе с изображением, где доминирует красный цвет. Допустим, в ваш дом постучалось несчастье в виде необходимости выделить фрагменты фактурной тибетской фрески на стене из красного кирпича:

Фреска

Если учесть, что края фрески не вполне ровные, для точного выделения после многоугольного лассо с последующей заливкой по быстрой маске придётся дополнительной пройтись кисточкой, и вот тут относительная близость цветов уже начнёт серьёзно нервировать.

Эпилепсия отакуэ

Вы просто меняете цвет быстрой маски и перестаёте содрогаться в приступах эпилепсии от обилия красного цвета. Заодно проще определить, где что:

Эпилепсия отступаэ

Кстати, цвет постоянного канала также сохраняется вместе с XCF. А вот изменённый цвет временного канала быстрой маски, к сожалению, такой же временный и запоминается только на время сеанса работы с этим изображением.

С каналами на этом покончено. Теперь поговорим о контурах.

Сохранение выделений в контуры

GIMP замечателен тем, что умеет не только превращать замкнутые и незамкнутые контуры в выделения, но и выделения — в контуры. Причём делает он это с очень неплохой точностью.

Предположим, некий добрый человек в порыве щедрости бросил вам косточку, которую вы немедленно обглодали обвели и превратили в контур:

Круговорот косточек в природе

Полученный контур в GIMP можно не только отредактировать, но и превратить в выделение, точно такой же кнопкой в нижней панели:

Полученная кривая Безье

Преимуществ у сохранения выделения в контур сразу несколько.

Если вы после создания канала с выделением немного сдвинули слой, по которому выделение было создано, восстановленное выделение придётся сначала аналогично сдвинуть, а потом снова сохранить в канал. С контуром же всё проще: вы просто перемещаете его куда надо, а затем превращаете в выделение — и никаких дублирующихся каналов, которые надо подчищать.

Кроме того, каждый контур точно так же сохраняется в файле XCF, при необходимости может быть экспортирован в SVG (читается Inkscape, Adobe Illustrator и Corel DRAW), а в случае сохранения TIFF записывается в файл как обтравочный контур и может быть прочитан любой программой вёрстки (Adobe InDesign, Scribus).

Впрочем, есть и минус: при наличии растушёвки этот способ сохранения выделений по вполне очевидным причинам не подходит. Так что ориентируйтесь по ситуации.

Редактор выделения

Вообще говоря, в GIMP есть прикрепляющийся диалог редактора выделений, с которого эту статью по идее и надо было начать.

Редактор выделений

В этом диалоге объединены миниатюра активного выделения и кнопки, сохраняющие это выделение в канал или контур, инвертирующие или снимающие его, а также кнопка, вызывающая диалог обводки по контуру выделения.

Увы, лично я не вижу в этом диалоге особого смысла, поскольку на самые важные команды всё равно вешаются горячие клавиши, а остальное легко делается через меню.

Выводы

Давайте подытожим:

  • каналы оптимальны для сохранения выделений, если важна наглядность и сохранение растушёвки;
  • контуры оптимальны для сохранения выделений, если важна мобильность выделений и совместимость с другими приложениями.

Если у вас возникли какие-либо вопросы по теме, не стесняйтесь их задавать. Можно даже в ультимативной форме :)

Comments

  1. wrote on Май 12th, 2014 at 4:38 пп

    Валентин

    А можно как то импортировать канал в другой xcf?

Add a comment