Раздельное тонирование

В этой статье мы поговорим о создании эффекта, известного как раздельное тонирование.

Прежде чем перейти к сути вопроса, давайте немного полюбуемся этим красавцем, который всем своим видом как бы говорит нам: «Да чихать я хотел на вас лично и эту вашу фотографию в особенности».

Каракатица обыкновенная

Несомненная фотогеничность каракатицы обыкновенной (Sepia officinalis) по иронии судьбы обернулась лёгким геноцидом этого вида головоногих во имя искусства. В конце 18 века немецкий художник Якоб Крещенц Зейдельманн разработал способ создания более насыщенного красящего вещества из чернильного мешка каракатиц. Полученный пигмент, как несложно догадаться, начал применяться в живописи, оттуда попал в фотографию, и всё заверте…

На самом деле, тонирование сепией изначально использовалось не только для красоты, но и для обеспечения долговечности фотографий. Объясняется это тем, что сепия превращает металлическое серебро в сульфид серебра, гораздо более стойкий в воздействию внешней среды и примерно на 50% более стабильный. Именно благодаря сепии до наших дней дошло так много фотографий 19 века.

Особенностью сепии является то, что при обработке она сначала замещает света, затем полутона и уже только потом — тени. Поэтому для получения более насыщенного цвета при химической обработке сначала выполняется так называемое отбеливание — вымывание серебра из эмульсии в растворе красной кровяной соли.

Собственно говоря, неполное закрашивание сепией и даёт классическое раздельное тонирование, когда светлые тона окрашиваются в светло-коричневый цвет, а тени остаются по большей части нетронутыми. Именно поэтому во многих примерах создания раздельного тонирования в Photoshop, GIMP и прочих редакторах светло-коричневую краску используют для светов.

Сепия является не единственным тонером (в российской традиции вместо тонера как правило используется термин «вираж»). Достаточно популярен и селеновый вираж, особенностью которого является то, что он окрашивает сначала тёмные тона (в пурпурный цвет). Распространены и другие виражи, которые можно комбинировать.

В наше время раздельное тонирование, и в частности тонирование сепией используется как, с позволения сказать, художественный эффект. Для одних это способ «состаривания» фотографии (о чём мы ещё поговорим отдельно), для других — просто что-то не совсем обычное. Словом, сейчас для создания такого фото достаточно купить фотоаппарат и установить любой более-менее продвинутый фоторедактор.

Сепия давно является типовым эффектом даже в распространённых каталогизаторах вроде Picasa, где применяется одним щелчком. В нашем любимом редакторе, GIMP, раздельное тонирование выполняется не просто, а очень просто — благодаря Станиславу Непочатову, который написал сценарий Split Studio, упрощающий всю процедуру до нескольких щелчков мышью, но при этом дающий полный контроль над процессом.

К сценарию прилагается подробная документация, повторять её никакого смысла нет. Давайте лучше посмотрим, что конкретно делает этот сценарий, тем более что отдельные моменты реализации Split Studio говорят о глубоком понимании Станиславом сути оригинального химического процесса.

Для примера возьмём следующую незамысловатую фотографию:

Пример

Бог его знает, зачем автору вздумалось обязательно прилепить поверх конкретно этого снимка раздельное тонирование, но без примера никак, уж извините.

Первым делом сценарий проверяет, включил ли пользователь галку «Обесцвечивание подслоя», и если галка включена, сценарий выполнит обесцвечивание копии исходного слоя. Если вы хотите настоящую имитацию раздельного тонирования сепией, обесцвечивание необходимо. В противном случае как только вы начинаете менять прозрачность светлого и тёмного слоёв, исходная цветная картинка начинает проступать под тонированием. В отдельных случаях это, конечно, желаемый результат.

Затем сценарий создаёт два слоя поверх: слой с тёмным тоном («Dark tone») и слой со светлым тоном («Light tone») и, если значение «Влияния на контраст» больше нуля, добавляет поверх слоя с тёмным тоном ещё одну ч/б копию оригинала в режиме смешивания «Перекрытие». Т.е. если так называемому фотографу было лениво поправить контрастность, это можно сделать во время обработки. Результат, на извращённый вкус автора, может выглядеть даже лучше. Чтобы вы сразу могли сравнить, вот вариант без повышения контрастности:

Вариант без повышения контрастности

А вот — вариант с повышением контрастности (значение в диалоге равно 70):

Вариант с повышением контрастности

Дальше сценарий в слой со светлым тоном вставляет маску, в качестве которой по умолчанию берёт исходный слой, и проходится по этой маске уровнями. Затем оба слоя раскрашиваются каждый своим тоном.

Для чего нужна маска в слое со светлым тонированием? Давайте применим созданную маску к слою (через контекстное меню слоя) и посмотрим на результат:

Применённая маска

Как мы помним из основ работы с масками, белый цвет означает полную непрозрачность, а чёрный — полную прозрачность. Применив к верхнему слою маску, состоящую из ч/б представления исходного изображения, мы фактически говорим программе убрать из этого слоя все тёмные тона. Таким образом тонирование в этом слое коснётся только светов и полутонов, что, как мы помним, и происходит при обработке фотоматериала настоящей сепией.

Затем слой со светлым тоном обрабатывается инструментом Тон-Насыщенность. В интерфейсе сценария за это отвечает регулятор «Усиление светлого». Фактически это имитация того самого вымывания металлического серебра, которое позволяет усилить тонирование сепией. Если вы из любопытства утащите ползунок до упора влево, тем самым выключив усиление, то получите как раз минимальное тонирование светлых тонов сепией:

Минимальное тонирование светлых тонов сепией

Наконец, слоям с тонированием выставляется режим смешивания «Цвет» и значение непрозрачности, которое определяется ползунками «Прозрачность светлого» и «Прозрачность тёмного». Если вы включите галку «Сохранение процедурных слоёв», то все созданные слои будут сохранены, и вы сможете руками корректировать не только прозрачность тонирующих слоёв, но и маску слоя с тонированием светов.

Композиция слоёв

По умолчанию сценарий даёт достаточно приятное тонирование, хотя и, на мой взгляд, не вполне аутентичное, поскольку в оригинале пигмент имеет более насыщенный коричневый цвет. Какие именно цвета вы будете использовать для раздельного тонирования светов и теней — ваше глубоко интимное дело. Заинтересовавшихся подробностями химического процесса не без удовольствия отправляю читать статью Ираклия Шанидзе.

И напоследок вернёмся к нашей малютке каракатице. Как показали научные исследования трёхлетней давности, атакованная в детстве определённым хищником каракатица в более зрелом возрасте предпочитает охотиться именно на этот тип хищника. Даже если учесть, что в наше время для тонирования сепией чаще используются виражи на основе сульфида натрия, фотографам не стоит терять бдительность — каракатицы всё помнят и ничего не прощают.

Add a comment