Выпущен GIMP 2.7.1

Выпущена новая нестабильная версия GIMP.

С момента выхода первой нестабильной версии GIMP из новой серии прошёл почти год. Для проекта это, мягко говоря, нетипично. Изменений набралось немало, перечислять все совершенно избыточно, так что давайте сконцентрируемся на основных. Вот они:

  • опциональный однооконный режим;
  • группировка слоёв;
  • запирание слоёв, каналов и контуров от изменений;
  • форматирование текста;
  • улучшенная динамика рисования;
  • профили инструментов;
  • поддержка OpenRaster;
  • новые кисти;
  • простое переключение языка интерфейса.

Интересно? Страница закачки находится здесь.

Однооконный режим и доработка интерфейса

При предварительном планировании версий 2.6 и 2.8 предполагалось отложить реализацию однооконного режима до 2.10. На конференции Libre Graphics Meeting в прошлом году Петер Сиккинг (специалист по эргономике, работающий с командой) показал лишь пример реализации такого интерфейса, спецификации даже ещё не было. Тем не менее Мартин Нордхольц набрался храбрости и в конце сентября приступил к работе, а к концу году однооконным интерфейсом уже можно было пользоваться.

Давайте посмотрим на пример:

Общий вид в однооконном режиме

Как видите, в однооконном режиме изображения открываются во вкладках, панель инструментов автоматически прикрепляется слева, а прочие панели — справа. Перемещаться между вкладками можно как щелчком по ним, так и привычной комбинацией Ctrl+PgUp/PgDown.

Пользоваться этим режимом совершенно необязательно. Больше того, в текущей версии GIMP пока не умеет возвращаться в однооконный режим при повторном запуске.

С новым режимом связано ещё несколько изменений.

Во-первых, диалоги можно теперь стыковать не только по вертикали, но и по горизонтали. Например, как на иллюстрации ниже, можно присоединить диалог свойств инструмента к панели инструментов справа. Кстати, соединительных планок в интерфейсе больше нет.

Вертикальное стыкование

Во-вторых, одно открытое изображение теперь можно перенести в другое просто перетаскиванием миниатюры в заголовке вкладки на содержание другой вкладки. При этом программа сведёт слои многослойного изображения перед вставкой.

Во-третьих, в меню Окна» появился новый пункт:

Сокрытие стыкуемых диалогов

Функция сокрытия всех диалогов в программе доступна давным-давно, но до сих пор была неочевидна. Вы можете пользоваться клавишей Tab даже при работе со стабильной версией.

В-четвёртых, у заголовка вкладок появился новый режим — автоматический. Теперь когда справа от значков вкладок остаётся свободное место, программа попытается добавить текст справа от значка первому же найденной вкладке с автоматическим типом заголовка:

Автоматический тип заголовка вкладки

Помимо этого в программу было внесена целая серия косметических изменений: новый значок инструмента обесцвечивания (старый был слишком похож на значок инструмента градиентной заливки), обновлённый файл ps-menurc с клавиатурными комбинациями из Photoshop CS4 (наших шаловливых ручек дело, кстати) и так далее. Всё не перечислишь.

Группировка слоёв

Возможность сгруппировать слои достаточно важна при работе над сложными проектами. Этим очень часто пользуются, к примеру, веб-дизайнеры. Эта функция тоже изначально не планировалась в 2.7-2.8, но Митч просто нашёл время, сел и реализовал её. Всё оказалось совсем не так страшно.

Далеко ходить за примером не будем (хоть он и не идеален, поскольку то же самое проще делается масками):

Обычная вложенность слоёв

Кнопка создания группы находится справа от кнопки создания нового слоя. По умолчанию группа создаётся над текущим слоем. Для перенесения слоя в созданную группу достаточно просто подцепить его указателем мыши, перетащить к значку группы и отпустить клавишу мыши.

Пределов вложенности слоёв не существует, так что безумствовать можно сколько угодно:

Слегка безумная вложенность слоёв

Для удобства границы текущей группы слоёв подсвечиваются пунктирной линией лазурного цвета, а слева от заголовка создаётся миниатюра, в которой объединяются входящие в группу слои. Так что если вы свернёте группу слоёв, её содержание по-прежнему будет видно.

Запирание данных от изменений

Работа над группировкой слоёв повлекла за собой реализацию ещё одной давней задумки — отключения возможности как-либо менять данные. Если до сих пор вы могли запереть от изменений только альфа-канал слоя, то сейчас вы можете предотвратить случайное изменений всего остального. Просто щёлкните кнопку со значком кисточки над списком слоёв:

Значок запирания слоя

При переходе на запертый слой к курсору любого инструмента кроме выделяющих будет добавляться значок запрета:

Курсор инструмента в запертом от изменений слое

То же самое реализовано для каналов и контуров.

Форматирование текста

В принципе, простая и бесхитростная иллюстрация внизу всё объясняет.

Пример форматирования в одном текстовом блоке

Принципиально переработанный инструмент ввода текста делает программу заметно более удобной для решения целого ряда задач, например для дизайна сайтов.

К этому можно добавить, что внешний вид панели, рисуемой прямо на холсте, скорее всего ещё поменяется. Основная работа была выполнена Митчем Наттерером. Другой разработчик, Барак Иткин, постарается в ближайшее время реализовать смену цвета текста внути одного блока.

В дальнейшем параметры других инструментов также будут рисоваться прямо на холсте. Этому посвящён один из проектов Google Summer of Code этого года.

Улучшенная динамика рисования

Одним из проектов GSoC прошлого года была доработка динамики рисования. Проектом руководила Алексия, которая отвечает в команде за рисование. Она же несколько месяцев назад доработала написанный студентом код и перенесла его в основную ветку разработки. Интерфейс был разработан при участии Петера Сиккинга.

Изменения достаточно существенные: матрица привязок убрана из всех рисующих инструментов и доступны в виде профилей (предустановок), выбираемых в новом диалоге. Вот как это выглядит:

Матрица динамики рисования

Т.е. вы создаёте новый профиль, выставляете привязку событий к параметрам и даёте новому профилю название, которое сохраняется и остаётся доступным в последующих сеансах работы с программой. Профилям можно назначать метки.

Как видите, матрица привязок событий к параметрам кистей увеличилась в добрых четыре раза по сравнению с 2.6. Кроме того, для каждой привязки события к параметру можно изменить кривую отклика на событие. Для её редактирования просто выберите параметр кисти из раскрывающегося списка под названием профиля, щёлкните внизу по имени события и измените кривую.

Новые кисти

На версию 2.8 запланировано обновление набора сильно устаревших за последние десять лет ресурсов — кистей, текстур и градиентов. Как сказал Петер Сиккинг, каждой кисти придётся доказать, что она нужна в основной поставке.

Новые акриловые  кисти

А пока что в версию 2.7.1 добавлены четыре акриловых кисти, подготовленных Йоханнесом Энгельхардтом. основные изменения ещё впереди.

Профили инструментов

Сохранение профилей инструментов было реализовано в GIMP давным-давно, но работало крайне неудобно — приходилось либо продираться через несколько вложенных меню, либо пользоваться кнопками внизу диалога параметров инструмента, которые многие отключают в целях экономии места. Ну и кроме того, эти профили показывались только для активного инструмента, так что если вам хотелось переключиться с определённой кисти на определённый карандаш, сначала нужно было сменить инструмент, а затем одним их двух способов выбрать профиль.

Новая реализация немного напоминает реализацию в Photoshop: есть общий список именованных профилей, только в отличие от адобовского продукта он доступен через отдельный диалог.

Диалог со списком профилей инструментов

Новый профиль создаётся для текущего инструмента с его текущими параметрами. При создании появляется диалог, в котором профилю можно дать имя и указать некоторые параметры:

Параметры создаваемых профилей инструментов

Для переключения между созданными профилями достаточно один раз щёлкнуть по значку слева.

Поддержка OpenRaster

Формат OpenRaster был придуман для хранения и переноса проектных данных. Это сравнительно новый формат, работа над которым была начата в 2006 году. В настоящее время он поддерживается пятью приложениями: GIMP, Krita, MyPaint, Pinta (Git) и Nathive.

Поддержка ORA в GIMP (открытие и сохранение) была реализована разработчиком MyPaint Йоном Нордби. Группы слоёв пока что не поддерживаются, но многослойные изображения открываются. Следует отметить, что работа над форматов пока не завершена, поэтому предстоит ещё немало изменений.

Простое переключение языка интерфейса

Многие пользователи до последнего момента мучались с переключением языка интерфейса в программе. Во-первых, не всем нравится локализованный интерфейс. Во-вторых, у некоторых есть и вовсе специфические потребности, вроде запуска программы с интерфейсе на одном языке при языковом окружении со вторым языком при некотором третьем родном для пользователя языке.

Переключатель языка

Начиная с этой версии в диалоге настройки программы на вкладке «Интерфейс» есть переключатель языка. По умолчанию GIMP по-прежнему использует язык из параметров языкового окружения, но теперь вы можете выбрать другой язык по собственному усмотрению. После выбора придётся перезапустить программу, о чём вас предупредят.

А ещё?

С полным списком изменений можно ознакомиться здесь.

Что дальше

О планах разработчиков на 2.8 мы уже подробно писали ранее. По текущим представлениям так называемый релиз-кандидат, т.е. практически готовая новая стабильная версия, будет выпущен в конце декабря этого года.

Планы на версию 2.10 сформированы лишь приблизительно. Пока известно лишь то, что на разработку следующей после 2.8 стабильной версии уйдёт почти год, и в её состав войдутпроекты Google Summer of Code этого года.

Для тех, кто не следит за нашим еженедельным дайджестом новостей разработки, необходимо сделать отдельное пояснение касательно интеграции GEGL.

В рамках версии 2.8 не планируются никакие существенные изменения касательно коррекционных слоёв, высокой разрядности на цветовой канал и так далее. Кое-какие несущественные нововведения (как, например, масштабирование через GEGL в 2.7.1) будут, но принципиальных изменений ждать не стоит.

Это связано в первую очередь с тем, что основная команда разработчиков в настоящее время состоит из 3,5 человек, причём последние пару месяцев это уже скорее 2,5 человека.

Кроме того, разработчики хотят сначала сделать программу максимально удобной (недочёты в интерфейсе отпугивают многих пользователей, которым не особенно нужны продвинутые функции), и уже потом взяться за hi-end.

Поэтому в ближайшее время следует ждать закрепления GIMP в нише удобных продвинутых редакторов, и уже потом — перехода в следующую весовую категорию.

Что касается нехватки разработчиков, в двух словами об этом можно сказать так: проект сейчас проходит через сложный этап, когда огромный массив кода отпугивает потенциальных новых программистов. Так что если вы вдруг хотите поучаствовать, не бойтесь — всегда можно начать с решения более простых задач, каковых более чем достаточно.

Исходники | Сборка для Windows

Add a comment