Ломография в GIMP

Тема ломографии с завидной частотой всплывает на фотофорумах, временами перерастая в слэш между сторонниками и противниками этой техники.

Виновник всего этого шума — широкоугольная советская камера «ЛОМО-Компакт Автомат», больше 20 лет назад ставшая первым отечественным карманным фотоаппаратом с электронным экспонометром. Эта модель была практически полностью «слизана» с японского фотоаппарата Cosina CX-2.

В начале 90-х экземпляр камеры был обнаружен и куплен в пражском магазине парой предприимчивых австрийских студентов, которых восхитил, прямо скажем, нестандартный результат съёмок. Вскоре они организовали Ломографическое общество, быстро превратившееся в международное, которое в итоге стало перевалочным пунктом незатейливых камер, от неприбыльного производства которых в Питере чуть было уже не отказались. Они же стали инициаторами и организаторами проведения первых выставок ломографии. Так предмет быта небогатого советского человека начала восьмидесятых стал инструментом довольно неоднозначно воспринимаемого направления в западной фотографии девяностых, оставшегося актуальным и в 21 веке и в таком виде вернувшегося обратно в Россию.

Под видом ломографических фотоаппаратов Международное ломографическое общество продаёт сейчас 23 камеры, в число которых почему-то входят Horizont Perfect и даже пара моделей со встроенным фишаем (слэнговое название объективов типа «рыбий глаз» с углом зрения 180°). Они же продают производящуюся на китайском заводе Phenix Optics модификацию ЛК-А — LC-A+ с всё тем же объективом Минитар 1 32/2.8. Корпус, по большому счёту, также прежний. Из новшеств — переключатель мультиэкпозиции, возможность подключения спускового тросика для съёмки с длинной выдержкой и увеличенный диапазон чувствительности — от 100 ISO до 1600 ISO.

Зачинатели движения ломографии расшифровали для себя LOMO как LOve & MOtion (любовь и движение) и придумали 10 правил съёмки, от которых у многих профессиональных фотографов, пожалуй что, встали бы дыбом волосы. Трэш это или нет — решать вам самим. Понятно, что если вы пойдёте на курсы фотографии, то не услышите там про ломографию: вам будут рассказывать несколько более полезные вещи. Но поскольку эффект в ряде случаев получается вполне художественным, будет нелишним узнать, как можно сделать «ломографические» кадры в GIMP. В крайнем случае вы будете знать врага в лицо :)

Процесс

Для начала разберёмся с тем, что именно нужно имитировать. Некоторые журналисты лукавят, говоря о «ЛОМО-Компакт Автомат» как об убыточном, но качественном товаре, очевидно, подразумевая железный корпус и хорошую механику, благодаря которым эти камеры до сих пор работают. И всё же, именно не слишком шикарные конструктивные характеристики ЛК-А позволяют делать вот такие необычные кадры:

bridge

Встроенный широкоугольный объектив под яркими солнечными лучами даёт виньетирование, а довольно примитивный экспонометр обеспечивает «художественные» ошибки при замерах. Больше того, как утверждают поздние исследователи :), в автоматическом режиме ЛК-А снимает с полностью открытой диафрагмой (а это 1:2.8), что в достаточной степени объясняет характерную нерезкость кадров по краям.

Итак, процедура следующая:

  1. Откройте фотографию (для пущей наглядности возьмём блеклую).

  2. Через диалог «Цвет->Яркость-Контраст» увеличьте контраст на 20 единиц.

  3. Через диалог «Цвет->Тон-Насыщенность» увеличьте насыщенность на 20 единиц.

  4. Создайте новый прозрачный слой.
  5. Выберите инструмент прямоугольного выделения.
  6. В диалоге параметров этого инструмента укажите значение растушёвки равным ⅛ ширины вашего снимка и выделите прямоугольником интересующую часть сцены, вот так:

  7. Полученное выделение инвертируйте («Выделение->Инвертировать» или Ctrl+I) и залейте новое выделение чёрным цветом.
  8. Измените режим слоя на «Перекрытие».

  9. Снимите выделение (Ctrl+Shift+A).
  10. Выберите фоновый слой и создайте новый прозрачный слой над ним.
  11. Переключитесь на инструмент градиентной заливки, сделайте белый цветом переднего плана.
  12. Выберите радиальный тип градиента и и поменяйте переход на «Основной в прозрачный».
  13. Инструментом градиентной заливки щёлкните в центр и протащите линию до самой отдалённой точки снимка (если это портрет, то к верхнему или нижнему краю, если пейзаж — к правому или левому).

  14. Поменяйте режим этого слоя на «Перекрытие», подберите уровень его непрозрачности. На скриншоте ниже используется значение 80%:

Чем выше значение контраста и насыщенности, тем «ломографичнее» результат. Для усиления эффекта виньетирования верхний слой с тёмной окантовкой можно продублировать, перейдя на него в диалоге слоёв и нажав Ctrl+Shift+D или соответствующую кнопку там же, а затем подобрать для нового верхнего слоя подходящее значение непрозрачности.

К итоговому изображению для имитации диафрагмы со значением 1:2.8 по желанию можно применить фильтр focus blur, о чём совсем недавно вкратце рассказывалось.

Автоматизация

Существует сценарий, автоматизирующий создание эффекта LOMO. В нём можно задать параметры виньетирования, повышения контраста и насыщенности. В GIMP 2.2.х он работает нормально, а вот в 2.3.х необходимо заменить два вызова оператора ‘gimp-layer-set-preserve-trans’ на ‘gimp-layer-set-lock-alpha’, после чего сценарий заработает, но в снимке будут попросту повышены контраст и насыщенность, а виньетирование не добавится. Что поделаешь — издержки работы с нестабильной версией программы.

И напоследок

Вероятно, вы уже заметили, что как и в случае с HDRi очень легко увлечься и наделать массу снимков, в которых необычность эффекта будет «забивать» содержание (если таковое само по себе присутствует и имеет ценность). Не скатываясь совсем уж к нотациям, рискну процитировать Костика из «Покровских ворот»: «Воздержание, воздержание, воздержание!»


Автор: Александр Прокудин
Лицензия: GNU Free Documentation License 1.0
Фото: Александр Прокудин, кроме снимка «Lomo Venice thru bridge» , сделанного Оуэном Биллклиффом
Лицензия на фотоAttribution-NonCommercial-ShareAlike 3.0
Лицензия на фото ОуэнаAttribution-NonCommercial-NoDerivs 2.0

Add a comment